Продажа строительных материалов со склада в Московской области (г. Красногорск, 4 км от МКАД).
+7 495
663-93-93
многоканальный телефон

Обратный звонок

Наши менеджеры перезвонят Вам в кратчайшие сроки.

Удобное для Вас время:

Рынок извести: баланс спроса и предложения

Рынок извести: баланс спроса и предложения в разных отраслях производства. В данной статье основное внимание будет обращено на потребление извести предприятиями строительной индустрии.
В настоящее время в России производится порядка 10 млн. тонн извести в год. Практически весь этот объем используется в виде негашеной извести (CaO). Гидратной, т.е. гашеной извести (Ca (OH)2), в 2004 году было произведено не более 100 тыс. тонн. Более точные оценки можно привести по Центральному региону России, где рынок извести был подробно изучен «Агентством строительной информации» осенью 2005 года. Так, общий объем потребления извести (негашеной и гидратной) в регионе в 2004 году составил 2600 тыс. тонн, объем использования гидратной извести — не более 25-30 тыс. тонн.
Основные потребители негашеной извести — металлургические комбинаты и сахарные заводы. Данные предприятия, как правило, обеспечивают себя известью самостоятельно в силу особенностей технологического процесса. В металлургии предъявляются очень высокие требования к качеству извести. Несколько дней хранения обожженного продукта могут снизить активность извести ниже уровня, необходимого при выплавке стали. Именно поэтому крупные металлургические комбинаты сами занимаются производством извести. Закупают известь на стороне лишь предприятия малой мощности или производители ферросплавов, где известь используется в небольших объемах. При производстве сахара используется не только сама известь, но и сатурационный газ (содержит CO2), который получают в известково-газовой печи при обжиге известняка, что делает необходимым установку печи на самом заводе.
В целом по России доля потребления извести металлургическими комбинатами заметно больше, т.к. основные мощности по производству стали сосредоточены на Урале, а в Центральном регионе расположено только одно из крупнейших предприятий — Новолипецкий металлургический комбинат.
Значительный вклад в потребление негашеной извести вносят производители строительных материалов — силикатного кирпича и ячеистых бетонов. На многих заводах силикатного кирпича имеется собственное производство извести. Как правило, это предприятия с большим советским прошлым, работающие не первый десяток лет. Напротив, крупные недавно созданные предприятия по производству ячеистых бетонов (газобетона/газосиликата), в основном, известь закупают. Сразу отметим активный рост рынка ячеистых бетонов в стране. В последние два года построены мощные заводы, такие как ЛСР-Газобетон в С-Петербурге, Теплит (Свердловская обл.), Аэробетон и XELLA (Московская обл.). Мощность данных предприятий по 300-600 тыс.   м³ газобетона в год. По нашим оценкам, потенциал рынка газобетона значительно больше имеющихся на сегодняшний день мощностей (даже с учетом строящихся заводов). Существуют планы строительства и других новых заводов. Данная подотрасль и далее продолжит интенсивное развитие, следовательно, спрос на известь будет только расти. По прогнозам, к 2010 году потребление извести производителями газобетона вырастет в два раза по сравнению с 2005 годом.
Что касается гидратной извести (пушонки), то здесь основные потребители — предприятия, производящие сухие строительные смеси. Гидратная известь является лучшим из известных минеральных компонентов сухих строительных смесей, придающим смесям высокую пластичность (удобоперерабатываемость, удобоукладываемость), высокие водоудерживающие свойства и обеспечивает также высокую адгезию растворов к минеральным (бетон, кирпич) и некоторым неминеральным подложкам (металл, дерево). Вместе с тем, известь — только один из многих компонентов смесей. По России в целом, доля потребления извести производителями ССС составит примерно те же 50%.
Сегмент производителей ССС демонстрирует устойчивый рост объемов производства смесей, а следовательно, и потребления извести. Хотя пик темпов роста выпуска сухих смесей уже позади, в 2005 году рост составит 20-25%, в дальнейшем — 10-15% в год Соответственно, сходными темпами будет расти и потребление извести производителями ССС.
Гидратная известь применяется в качестве минерального пластификатора и добавки снижающей усадку (растрескивание) в цементных строительных растворах, а также в качестве основного вяжущего в известково-песчаных штукатурных растворах. Штукатурные и кладочные растворы могут готовиться непосредственно на стройплощадке или доставляться с растворного узла.
Кладочные и штукатурные растворы с добавлением извести готовят далеко не все бетонные заводы, т.к. эти растворы не пользуются большим спросом. Например, в С-Петербурге известковые растворы не выпускает ни один бетонный завод, а в Москве такие растворы предлагают довольно часто, хотя отмечают резкий спад объемов производства данной продукции.
Посмотрим теперь, кто же поставляет известь на «открытый» рынок. Здесь мы не будем рассматривать предприятия, производящие известь только для собственного использования. Наиболее крупные заводы, предлагающие известь на продажу в европейской части России — «Угловский известковый комбинат» (Новгородская обл.), «Придонхимстрой Известь» (Россошь, Воронежская обл.), «Копанищенский комбинат строительных материалов» (Воронежская обл.), «Солигаличский известковый комбинат». Экспортом извести (преимущественно гидратной) в Россию занимается белорусская компания «Забудова». Других импортных поставок извести отмечено не было.
Наибольшей популярностью у покупателей пользуются угловская и россошская известь. Московские производители сухих смесей особо отмечают продукцию завода «Экстор» (Москва), а в Санкт-Петербурге гидратная известь представлена продукцией только двух производителей — «Угловского кломбината» и «Забудовы».
Рынок извести медленно, но уверенно растет. Анализ всех сегментов потребителей позволяет прогнозировать рост рынка на 3-5% ежегодно. В частности, в Центральном регионе ожидаемый прирост спроса полностью не покрывается возможностями существующих и строящихся предприятий, и через несколько лет возможно образование определенного дефицита предложения извести.
Наталья Скороходова, зам. гендиректора ЗАО «Агентство строительной информации»